Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 23.10.2017, 21:50
Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Заходи!

Логин:
Пароль:

Ил-2: БзС

[video]http://www.youtube.com/watch?v=XMEk0599MIg[/video]

Только так!

Сквады и форумы

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Советские пушки применяемые на самолетах СССР во времена ВОВ.
ШВАК
По устройству 20-мм пушка ШВАК была одинакова с 12,7-мм одноименным пулеметом. Различие было лишь в канале ствола.
Питание пушки ленточное. Перезаряжание пневматическое или механическое.
20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других мелочей. Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в 1941-1942 гг. устанавливалась на танках Т-60 и Т-38.
Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды.
Длина осколочно-зажигательного снаряда 2,4 клб, вес 96 г, снаряд содержал 27,5 г взрывчатого вещества.
Длина бронебойно-зажигательного снаряда 3,1 клб, вес 96,6 г.
Осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды имели одинаковый метательный заряд — 19,2 г, и одинаковую баллистику (начальная скорость 815 м/с). Вес патрона 185 гр., вес звена 38 гр.
В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильзы цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы. Извлечение такой гильзы после выстрела было затруднено, так как оно начиналось при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола, когда стенки гильзы были еще прижаты к стенкам патронника. По этой причине часто случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин. А это в свою очередь приводило к утыканию очередного патрона и к прекращению автоматической стрельбы.
Первоначально 20-мм патроны комплектовали применявшимися в наземной артиллерии высокочувствительным головным взрывателем мгновенного действия непредохранительного типа МГ-3. Но МГ-3 иногда давал преждевременные разрывы снарядов в стволе пушки. В конце 1936 г. МГ-3 был заменен взрывателем МГ-201, который имел более высокие чувствительность и мгновенность действия; вылетающий центробежный предохранитель (чека) был изъят. Но все же взрыватель МГ-201 не удовлетворял требованиям по безопасности, так как взводился в канале ствола пушки.
В 1938 г. он был заменен более чувствительным, безотказно срабатывавшем при встрече с перкалевой обшивкой самолетов и отличавшимся большим быстродействием взрывателем К-6, созданным П. Г. Щеголевым. Взрыватель К-6 имел механизм, обеспечивающий его взведение только после вылета снаряда из ствола пушки (на расстоянии 0,3-0,5 м от дульного среза), что практически исключало случаи преждевременного разрыва снаряда в стволе пушки.
Первоначально патроны к пушке ШВАК комплектовали осколочными снарядами, а в 1941 г. началось валовое производство осколочно-зажигательных снарядов с взрывателем К-6. В новых снарядах объем каморы под взрывчатое вещество и его вес возросли почти в два раза.
В мае 1941 г. началось валовое производство 20-мм подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда.
В конце 1942 г. был разработан 20-мм ОЗТ со временем трассирования 2 с.
Однако несмотря на модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм.
Тем не менее, в годы войны развернулось массовое производство пушек ШВАК. В 1942 г. была выпущена 34601 пушка, в 1943 г. — 26499 пушек, в 1944 г. — 25633, в 1945 г. -13433. В 1946 г. было выпущено 754 пушки, и на этом производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось.
Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК были установлены на истребителях И-153П, И-16, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Пе-3, а в 1943 г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,92-мм пулеметов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2.
Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.
ТТХ ШВАК (к) ШВАК (т) ШВАК (м)
Калибр, мм 20 20 20
Общая длина, мм 1679 1726 2122
Темп стрельбы, выстрелов/мин 700-800 800 700-800
Начальная скорость пули, м/с 750-770
Вес залпа, г 95
Q, kW/кг 8,7
М, 1/с 30,2
Патрон 20 x 99R
Питание Ленточное Ленточное Ленточное
Вес пушки, кг 40 42 44,5

Б-20
20-мм пушка Б-20 была создана М. Е. Березиным в 1944 г. на базе его 12,7-мм пулемета УБ без всяких конструктивных изменений, путем замены ствола. Пушка создана под патрон ШВАК. В качестве боеприпасов применялись все штатные боеприпасы автомата ШВАК. Перезарядка пневматическая или механическая.
Вес пушки 25 кг. Темп стрельбы для синхронного варианта 600 выстр./мин, для турельного и крыльевого — 800 выстр./мин. Вес снаряда 96 г, начальная скорость снаряда 800 м/с.
Пушка устанавливалась на самолетах Ил-2, Як-1, Як-3П, Як-7б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Ту-2 и Ил-10.
В 1946 г. пошел в производство электрифицированный вариант Б-20Э для башен Ту-4, где он устанавливался до принятия на вооружения пушки НР-23.
В 1944 г. было произведено 2275 пушек Б-20, в 1945 г. — 7240, в 1946 г. — 440, в 1947 г. — 780, в 1948 г. — 1686, в 1949 г. — 2931. На этом производство их было прекращено.
ТТХ Б-20 (т)
Калибр, мм 20
Темп стрельбы, выстрелов/мин 800
Начальная скорость пули, м/с 750-770
Вес залпа, г 95
Q, kW/кг 14,6
М, 1/с 50,7
Патрон 20 x 99R
Питание Ленточное
Вес пушки, кг 25

ВЯ
В ЦКБ-14 конструкторами А. А. Волковым и С. А. Ярцевым под новый 23-мм патрон была создана 23-мм автоматическая пушка ТКБ-201, позже получившая название ВЯ. Чертежи ТКБ-201 были готовы к 6 мая 1940 г.
Действие автоматики основано на принципе использования энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола. Затвор скользящий. Запирание клиновое. Питание автомата осуществлялось звеньевой металлической лентой.
Подача патрона «двухэтажная», досылка прямая. После каждой очереди подвижные части пушки останавливались на шептале в крайнем положении, что исключало возможность воспламенения заряда в камере от ствола, нагревшегося во время стрельбы.
При заряжании и перезаряжании пушки (после задержки) подвижные части отводились в крайнее заднее положение с помощью механизма пневмозарядки.
Достоинством автомата ВЯ являлся его высокий темп стрельбы при большой мощности выстрела для такого калибра, недостатком — большая отдача и резкая работа механизмов.
Большая отдача вызывала необходимость ставить автомат, как правило, с пружинным амортизатором. Резкая работа механизмов снижала живучесть деталей и вызывала задержки, многие из которых не могли быть устранены в воздухе.
Длина ствола пушки ВЯ 1657 мм. Габариты пушки: длина 2145 мм, ширина 162 мм; высота 212 мм. Вес пушки 66 кг. Темп стрельбы 550-650 выстр./мин.
В боекомплект пушки ВЯ входили осколочно-зажигательные, осколочно-зажигательно-трассирующие и бронебойно-зажигательные снаряды. Вес всех снарядов был одинаков — около 200 г, т. е. в два раза больше, чем у 20-мм пушки ШВАК. Осколочный снаряд содержал 10 г взрывчатого вещества. Разрывное действие осколочного снаряда пушки ВЯ было в два раза больше, чем у 20-мм пушки ШВАК.
В первой половине 1941 г. была закончена отработка 23-мм патрона с бронебойно-зажигательным снарядом. Снаряд состоял из корпуса подкалиберного бронебойного сердечника, дюралевого баллистического наконечника и помещенной внутри корпуса шашки с 6 г зажигательного вещества. Снаряд на расстоянии 400 м по нормали пробивал 25-мм броню.
За отсутствием серийного самолета Ил-2, под который сделали пушку, первые летные испытания пушки ТКБ-201 проводились на «Мессершмитте-110» (1940 г.). Пушка была установлена в фюзеляже, установку для нее делали в КБ Микояна под руководством Н. И. Волкова.
Сначала, несмотря на сравнительно неплохие данные ТКБ-201, предпочтение было отдано МП-6, которая была запущена в производство. Однако недостатки МП-6 заставили командование в апреле-мае 1941 г. провести повторные сравнительные испытания ТКБ-201 и МП-6. На этот раз ТКБ-201 была установлена на Ил-2. По результатам испытаний пушка ТКБ-201 в мае 1941 г. была принята на вооружение под индексом ВЯ.
Отдача пушки ВЯ была столь велика, что ее не решились устанавливать на истребителях. Единственным ее носителем стал штурмовик Ил-2, в каждом крыле которого устанавливали по одной пушке ВЯ с боекомплектом по 150 патронов на ствол.
Пушки ВЯ производились на двух заводах (№ 2 и № 66). В 1942 г. было произведено 13420, в 1943 г. — 16430 в 1944 г. — 22820, в 1945 г. — 873, в 1946 г. — 2002 и в 1947 г. — 1247 штук. Итого 64655 пушек.
ТТХ ВЯ
Калибр, мм 23
Длина ствола, мм 1657
Темп стрельбы, выстрелов/мин 550
Начальная скорость пули, м/с 880
Вес залпа, г 200
Q, kW/кг 10,3
М, 1/с 26,6
Патрон 23 x 152B
Питание Ленточное
Вес пушки, кг 69

HC-23
23-мм авиационная пушка ВЯ, принятая на вооружение в 1941 г., имела слишком сильную отдачу и устанавливалась в основном на штурмовиках Ил-2. В 1943 г. в ОКБ-16 был разработан новый 23-мм патрон. На базе 14,5-мм штатного противотанкового патрона была создана путем переобжима под калибр 23 мм новая гильза. Применив штатный 23-мм снаряд и эту гильзу, создали новый патрон. Начальная скорость снаряда в стволе длиной 1450 мм составляла 700 м/с. Было разработано и новое звено. Вес такого патрона со звеном оказался почти вдвое меньше веса патрона со звеном 23-мм пушки ВЯ.
Под новый патрон в ОКБ-16 была создана пушка НС-23 (Нудельман-Суранов). Наземные государственные испытания НС-23 закончились 4 мая 1944 г., а 7 июня 1944 г. были завершены и летные испытания на Як-9.
10 октября 1944 г. решением Государственного Комитета Обороны НС-23 и патрон к ней были приняты на вооружение.
Работа автоматики НС-23 была основана на использовании энергии отдачи при коротком ходе ствола. Пушка имела ускоритель отката. Запирание канала ствола поршневого типа. Питание непрерывное ленточное. Пушка закреплялась в установке за кожух. Переднее крепление являлось силовым, заднее — поддерживающим.
Пушка НС-23 выпускалась в двух вариантах: НС-23КМ — крыльевая и моторная и НС-23C с синхронным механизмом.
Данные крыльевого варианта пушки НС-23 были следующими. Длина ствола 1450 мм. Габариты пушки: длина 1985 мм, ширина 165 мм, высота 256 мм. Вес пушки 37 кг. Темп стрельбы 600 выстр./мин. Гарантируемая живучесть ствола 4000 выстр./мин.
В боекомплект пушки входил осколочно-зажигательный снаряд весом 200, г, содержавший 13-15 г взрывчатого вещества со взрывателем А-23 и бронебойно-зажигательный снаряд того же веса, содержавший 5-7 г зажигательного вещества и не имевший взрывателя. Бронебойно-зажигательный снаряд пробивал по нормали 25-мм броню на дистанции 200 м.
Пушку НС-23 изготавливали серийно на двух заводах: №2 и №535.
На заводе № 2 было выпущено пушек НС-23: в 1944 — 300, в 1945 г. — 608, в 1946 г. — 530, в 1947 г. — 5993, в 1948 г. — 7798, в 1949 г. — 2952, в 1950 г. — 4298 штук. С 1951 г. производство пушек НС-23 велось на заводе № 535, где было изготовлено: в 1951 г. — 3584 пушки, в 1952 г. — 395, в 1953 г. — 2021. Всего с 1944 по 1953 г. на обоих заводах было изготовлено 28479 пушек НС-23. Пушками НС-23 вооружались самолеты:
— штурмовик Ил-10, принятый на вооружение в 1944 г. (4 х НС-23; 1 х БТ-20);
— винтомоторные истребители, принятые на вооружение в 1946 г.: Ла-9 (4 ХНС-23С) и Ла-11 (3 x HC-23С);
— реактивные истребители, принятые на вооружение в 1946-47 г.: МиГ-9 (1 х Н-37; 2 х НС-23), МиГ-15 (1 х Н-37; 2 х НС-23) и Як-15 (2 х НС-23).
ТТХ HC-23
Калибр, мм 23
Длина, мм 1985
Длина ствола, мм 1450
Темп стрельбы, выстрелов/мин 550
Начальная скорость пули, м/с 690
Вес залпа, г 200
Q, kW/кг 11,8
М, 1/с 49,5
Патрон 23 x 115
Питание Ленточное
Вес пушки, кг 37
HC-37
В апреле 1941 г. конструкторы ОКБ-16 Нудельман и Суранов приступили к проектированию 37-мм пушки 11П. Проект был утвержден 15 июня 1941 г.
Действие автоматики происходило за счет энергии отдачи ствола при его коротком ходе.
Канал ствола запирался продольно-скользящим поршневым затвором. Ускоритель кулачкового типа закреплен на неподвижной части автомата.
После каждой очереди ударник с затвором и патроном останавливался на шептале в крайнем заднем положении, что исключало возможность самовоспламенения заряда в патроннике от нагревшегося во время стрельбы ствола.
Непрерывное питание пушки патронами осуществлялось из патронного ящика при помощи звеньевой металлической ленты. Величина боекомплекта зависела только от габаритов ящиков и способа размещения в нем ленты.
Противооткатные устройства пушки состоят из тормоза отката и тормоза наката. Надежность и безотказность такой схемы обеспечивается принудительностью подачи и досылки патронов на всем пути движения, а также принудительностью экстракции и удаления стреляной гильзы из автомата.
Недостатком автомата является пикообразный характер силы отдачи. Для 37-мм автомата средняя сила отдачи около 2230 кг, но в момент удара затвора о затыльник она достигает 7500 кг. Велика отдача и во время окончания отката ствола, и в конце наката затвора.
При стрельбе с самолета Як-9 на скоростях до 350 км/ч самолет сильно раскачивался, а прицельный огонь получался только при первом выстреле, при последующих — снаряды разбрасывались.
Длина ствола пушки НС-37 2300 мм. Габариты пушки: длина 3400 мм, ширина 215 мм, высота 415 мм. Вес пушки в моторном варианте 171 кг, в крыльевом — 160 кг. Темп стрельбы 240-260 выстр./мин. Пушка допускала стрельбу непрерывной очередью в пределах имеющегося боекомплекта.
В боекомплект пушки НС-37 входили снаряды БЗТ и ОЗТ. Снаряд ОЗТ весил 732 г и содержал 34 г мощного взрывчатого вещества A-IX-2. Взрыватель мгновенного действия, сначала МГ-7 и МГ-8, позже — А-37. Снаряд был оснащен самоликвидатором с временем срабатывания 9-12 секунд. Начальная скорость снаряда ОЗТ — 865 м/с.
При попадании в дюралевую обшивку толщиной 1- 1,5 мм снаряд ОЗТ делал дыру диаметром 0,46 м на входе и 0,78 м на выходе.
Снаряд БЗТ весил 770 г и имел начальную скорость 810м/с.
На дальности 200 м снаряд БЗТ пробивал по нормали 50-мм броню, а под углом 45° — 30-мм броню.
На дальности 400 м снаряд БЗТ по нормали пробивал 45-мм броню, а под углом 30° к нормали — 40-мм броню.
Вес метательного заряда к обоим снарядам одинаковый — около 210г. Вес гильзы 607 г, вес звена 160 г.
Первый опытный образец пушки 11П был готов 27 июля 1941 г. В августе 1941 г. были произведены отладка и заводские испытания опытного образца. В начале октября 1941 г. этот же образец пушки был установлен на ЛаГГ-3 для государственных испытаний, которые были закончились в марте 1942 года.
30 марта 1942 г. ВВС решили провести повторные летные испытания пушки 11П. Одновременно была поставлена задача переделать пушку 11П под патрон с гильзой без бурта, т. е. под патрон Ш-37. В течение трех месяцев конструкция была переработана и изготовлен новый образец под патрон Ш-37.
Новый образец пушки был установлен на тот же экземпляр истребителя ЛаГГ-3, и с 21 июля по 17 августа 1942 г. были повторно проведены государственные испытания.
Войсковые испытания пушки 11П проводились на ЛаГГ-3 с 21 апреля по 7 июня 1943 г. на Калининском фронте и на Як-9Т с 22 июля по 21 августа 1943 г. на Центральном фронте. После войсковых испытаний пушка была принята на вооружение под индексом НС-37.
Самолет Як-9Т (танковый) выпускался с марта 1943 по июнь 1945 г. Всего произведено 2748 самолетов.
В марте — апреле 1943 г. на двухместный Ил-2 с двигателем АМ-38Ф были установлены две пушки НС-37. Вес одной пушки со снарядами 237 кг.
Производство пушек НС-37 велось на Ижевском заводе № 74, причем первоначально этот завод изготовлял параллельно НС-37 и Ш-37. С 18 октября по 7 декабря 1942 г. была собрана первая партия в 40 моторных пушек НС-37.
В 1943 г. было изготовлено 1880 моторных и 2849 крыльевых пушек. В 1944 г. — 890 моторных и 197 крыльевых пушек. В 1945 г. всех пушек сделано 977 штук. На этом производство НС-37 было закончено. Итого было произведено 6833 пушки (по данным книги «50 лет КБП» — 8090 пушек).
ТТХ HC-37 (м) HC-37 (к)
Калибр, мм 37 37
Длина, мм 3400 3400
Длина ствола, мм 2300 2300
Темп стрельбы, выстрелов/мин 240-260 240-260
Начальная скорость пули, м/с 890
Вес залпа, г 748
Q, kW/кг 7,3
М, 1/с 18,3
Патрон 37 x 195 37 x 195
Питание Ленточное Ленточное
Вес пушки, кг 171 160

HC-45

В начале июля 1943 г. вышло Постановление Государственного Комитета Обороны о разработке 45-мм пушки для вооружения истребителей. Опытные образцы таких пушек были созданы ОКБ-15 и ОКБ-16. Оба КБ делали их на базе своих 37-мм пушек Ш-37 и НС-37.
Опытная 45-мм пушка ОКБ-15 была испытана на ЛаГГ-3, но из-за тех же недостатков, что у Ш-37, пушка даже не дошла до государственных испытаний.
45-мм пушка ОКБ-16 (позже получившая индекс НС-45) была создана с, сохранением габаритных размеров НС-37. Вес пушки составлял 150-153 кг. Темп стрельбы 260-280 выстр./мин. Питание пушки ленточное.
Главная трудность была в том, чтобы создать такой 45-мм ствол, который проходил бы через втулку винта самолетного двигателя ВК-105 или ВК-107, т. е. серийного двигателя, стоявшего тогда на самолетах Як-9. Переделать двигатель, увеличив отверстие для ствола на втулке винта было практически невозможно, тем более в военное время. При использовании этих двигателей толщина стенки дульной части 45-мм ствола оказалась равной всего-то 4 мм.
В 45-мм пушке впервые в СССР на самолете был применен дульный тормоз, поглощавший до 85 % энергии отдачи.
При разработке нового патрона к пушке НС-45 в ОКБ-16 был использован штатный осколочно-трассирующий снаряд от 45-мм патрона пушки 21-К весом 1,065 кг. Начальная скорость снаряда 780 м/с. Вес патрона 1,93 кг.
Гильза была взята от пушки НС-37 с переобжатием на новый калибр дульца и с сохранением прежней длины 37-мм патрона (328 мм). Время горения трассера около 11 секунд. Снаряд имел головной взрыватель МГ-8.
Пушка НС-45 серийно производилась заводом № 74 в 1944-1945 гг. В 1944 г. сдано 75 пушек, а в 1945 г. — 120.
Для войсковых испытаний было изготовлено 53 самолета Як-9К (крупнокалиберный) с пушкой НС-45 в развале двигателя, с боекомплектом 29 патронов.
44 самолета Як-9К проходили войсковые испытания с 13 августа по 18 сентября 1944 г. на 3-м Белорусском фронте и с 15 января по 15 февраля на 2-м Белорусском фронте.
Согласно отчетам тех частей, где они проходили войсковые испытания, на один сбитый вражеский самолет расходовалось сто сорок семь 20-мм снарядов пушки ШВАК или тридцать один 37-мм снаряд пушки НС-37, или десять 45-мм снарядов пушки НС-45. Но, с другой стороны, следует учесть, что истребители с 37-мм и 45-мм пушками действовали в основном под прикрытием истребителей с 20-мм пушками, в числе которых были ведомые машины. Прицельная стрельба из 37-мм — 45-мм пушек получалась только на первом выстреле, остальные снаряды летели мимо. После очереди в три выстрела, сделанных даже на максимальной скорости, последняя резко падала, терялась устойчивость самолета, наблюдалась течь масла и воды в трубопроводах.
Для сравнения заметим, что из пушек ШВАК и ВЯ на любом самолете, летящем со скоростью не менее 400 км/ч, можно было вести огонь длинными очередями, и отдачи почти не чувствовалось.
В массовое производство Як-9К не запускался.
В начале 1945 г. на Ли-2 были установлены две крыльевые пушки НС-45. Самолет прошел с ними летные испытания, но серийно не строился в связи с прекращением войны.
В 1946 г. был построен опытный самолет Ту-2Ш, вооруженный двумя пушками НС-45 и двумя пушками НС-37. Серийно Ту-2Ш не строился.
С 30 декабря 1946 г. по 3 октября 1947 г. проходил летные испытания перехватчик и дальний истребитель сопровождения Ту-1 (63П) с двумя пушками НС-45 в носу. Из-за недоведенных двигателей работы по самолету были прекращены.
ТТХ HC-45
Калибр, мм 45
Темп стрельбы, выстрелов/мин 250
Начальная скорость пули, м/с 850
Вес залпа, г 1065
Q, kW/кг 9,4
М, 1/с 26,1
Патрон 45 x 182
Питание Ленточное
Вес пушки, кг 170

Категория: Мои статьи | Добавил: 2BAG_inferno (29.08.2009)
Просмотров: 8051 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]