И тебе, Сереж, спасибо за отзыв. Ну что, перейдем к изучению виражных свойств наших самолетов. Основная легко читаемая здесь характеристика, это Зависимость времени устоявшегося горизонтального виража от скорости на которой он выполняется. Есть еще одна характеристика, комплексная, представлена на отдельной вкладке и при детальном изучении, пытливый глаз вирпила по ней может сделать очень и очень интересные выводы.
Рассмотрим первую зависимость. Как видим это парабола. Не буду вдаваться в аэродинамику, но сообщу, что крутизна параболы определятся комплексным аэродинамическим качеством самолета, и более пологие ветви параболы означают более послушный и более устойчивый самолет, по сравнению с тем, у которого парабола круче.
Компарь может давать характеристики для всех четырех положений закрылков (Flaps) - они отличаются яркостью соотв. цвета. Самый яркий - это без закрылков, самый темный - для закрылков в положении 4 (посадочное). Отображение тех или иных кривых включается соотв. кнопкой в левой верхней части окна программы (см. красн. стрелку). Слева-направо: 1) без закрылков; 2) боевое; 3) взлетное; 4) посадочное.
В нашем случае рассмотрим виражные характеристики МиГ3уд (синий) и Ла-5ФН(красный). Характеристики, соответствующие тем или иным закрылкам помечены соотв. номером. Закрылки посадочные - здесь рассматривать не будем.
Итак, начнем изучение виража, одновременно проводя сравнения между самолетами.
Первое и самое главное правило, которое надо запомнить - виражить надо на скорости, которой соответствует вершина параболы. Это скорость наиболее эффективного УСТОЯВШЕГОСЯ, ГОРИЗОНТАЛЬНОГО виража. И она означает, что именно на этой скорости самолет совершит полный круг за самое минимиально- возможное время, не потеряв при этом высоты. Заметьте для разных положений закрылков, эта скорость разная!
Сразу бросается в глаза, что виражу у Лавки лучше почти на полторы секунды. Скорости виража без закрылков у них одинаковы, но Лавка будет более послушна в виражах, чем Миг: у Лавки парабола заметно шире. Поглядите Лавка может позволять себе вольность виражить в диапазоне от 285 км/ч до 390 ухудшая вираж всего лишь на 1.3 секунды и при этом по прежнему будет лучше МиГа идущего на самой оптимальной скорости. У него в этом плане совсем туго - чуть вышел за пределы оптимальной скорости виража и время катастрофически ухудшается. Например в том же диапазоне "вольностей" что и у Лавки, Миг будет терять почти 4 секунды! Непозволительное расточительство.
Но на этом прелести Лавки и траблы Мига не заканчиваются. Очередные открытия нас ждут когда мы начнем рассматривать виражи на закрылках. Обратите внимание на изменение положения кривых 2 и 3 относительно первых. Глядим у Мига - видим, что ему закрылки противопоказаны в любом виде. Он тут же начинает терять время! Причем эта трата не компенсируется меньшим радиусом, на который мы расчитываем, и это будет хорошо видно на комплексной диаграмме. А вот Лавка - это чудо!!! На боевых закрылках время виража не ухудшается, эффективная скорость снижается. О чем это говорит. А о том, что радиус виража стал меньше! Т.е. лавка идущая на закрылках постоянно будет отигрывать угол у такой же Лавки, но идущей без закрылков. Применяя закрылки на Лавке мы выходим на меньший радиус и при это еще и выигрываем угловую скорость. Поняли А это значит - вскоре мы догоним оппонента, причем в очень удобном для стрельбы ракурсе.
--------------------------------
Подтверждение сказанному мы легко видим на этой Комплексной диаграмме. По оси Y отложена угловая скорость, по оси X скорость приборная. Расходящися из начала координат лучи - характеризуют радиус виража, а пересекающие их гиперболы - возникающую при этом перегрузку.
Смотрим Мига - подтверждаем - выпущенные закрылки практически не уменьшают радиуса виража у Мига (где то 265 м против 270 исходных), а вкупе с потерей времени виража и общей скорости обеспечивают потерю и угловой скорости почти на 0.8 градуса. Это означает, что за 20 секунд выпущенных закрылков, мы проиграем 16 градусов Мигу идущем без них, а если еще учесть и слив скорости при этом, то жопа, короче.
Общий вывод - на Миге лучше не виражить, а если уж и стали это делать то строго без закрылков и именно на скорости 330 км/ч по прибору. По крайней мере при этих условиях можно попытаться не проиграть F2.
Смотрим Лавку
У этой птички - вираж это козырь! Выпущенные закрылки, вплоть до взлетных позволяют получать выйгрыш в угловой скорости! А выпущенные боевые дают на 25 метров меньший радиус виража чем без закрылков. Причем наиболее заметна разница в боевых по отношению к простому режиму. Взлетные по отношению к боевым уже не уменьшают радиус, но позволяют выйгать 0.5 градуса угловой скорости, что по прежнему полезно. Поэтому в случае с Лавкой - как только встали в вираж - смело выпускаем закрылки в боевое, поддерживаем скорость в районе 300 км/ч и тащимся как за несколько кругов мы догоняем оппонентов..
И самое последнее.
1)Нужно помнить, что на одномоторниках вираж всегда получается лучше и энергичнее в сторону, обратную вращению винта.
На Лавках, и Мессерах влево. На Фоках, Яках, Мигах - вправо.
2) На выпущенных закрылках, требования к поддержанию правильной скорости в вираже становятся жестче. Парабола то круче
3) Знание полученно здесь нужно применять творчески и по сиутации. Например: вираж даже на Лавке - маневр оборонительный. Если хотите диктовать условия в бою идите на вертикаль; Если вы уже и так почти на хвосте у виражащего, то даже на Миге будет полезно выпустить кратковременно закрылки, что бы получить одномоментный выйгрыш угла для атаки (забросить носик вперед), и тут же их убрать...
Ну вот, пожалуй и всё, что я хотел рассказать по Компарю. Теперь у вас есть инструмент для всестороннего исследования возможностей того или иного крафта. Вы легко увидите где и в каких ситуациях тот или иной самолет позволит вам выйграть потенциального соперника только потому, что это будут подходящие для него условия.
На всякий случай, даю трек, показывающий, что совершать устоявшийся горизонтальный вираж без потери высоты и на "правильной" скорсти совсем не сложно. Выполняется он на постоянной тяге. При достижении нужных параметров виража, скорость и высоту поддерживаем только РУСом. Педали не трогаем. Сначала без закрылков в течение 2.5 минут, потом на закрылках в боевом.