Андрей Подшибякин Небо над Берлином
Здесь есть предыстория. В 2001 году вышел подробнейший симулятор воздушных боев «Ил-2 Штурмовик» — главная и единственная статья отечественного игрового экспорта. На коробках с последующими переизданиями игры быстро не осталось места для наград; для propellerheads (так называют себя виртуальные летчики) «Ил-2» — до сих пор икона; во всем мире есть множество людей, на компьютере которых вот уже восемь лет установлена только эта игра, и им достаточно. В последнее время тектонические пласты успели некоторым образом сдвинуться: джойстик из практически обязательного аксессуара превратился в антикварную диковину, а «Ил-2» дебютирует на приставках — еще года три назад это звучало бы немыслимой ересью.
«Крылатые хищники» — не то чтобы продолжение; сиквелом «Битва за Британию» вот уже полдюжины лет неспешно занимается автор оригинального «Ил-2» Олег Медокс и его команда, и там все будет по ортодоксальной схеме: джойстик, компьютер и царапины на закрылках, в точности воссозданные по историческим документам. «Крылатых хищников» делали совершенно отдельные люди, и игра выступает в другой весовой категории: мертвая петля здесь не испытание собственных нервов, выдержки и глазомера, а несложная манипуляция двумя рукоятками. С непривычки смущает многое: у самолетов (предположительно тоже исторически достоверных) довольно странная физика, яростный воздушный бой можно вести, болтаясь вниз головой над землей. Вес многотонной боевой машины не ощущается, она носится по небу перышком и с легкостью проходит сквозь вражеские самолеты, не встречая сопротивления. От некоторых проблем можно избавиться, включив режим симулятора, но там рука тянется к джойстику — а его нет, переключать передачи в пикирующем «Спитфайре» приходится джойпадом; нет, спасибо. Под крылом самолета о чем-то поют Дувр, Сталинград, Сицилия и Берлин, но на ландшафты смотреть, во-первых, некогда, а во-вторых, незачем — в беспощадном телевизионном высоком разрешении все слишком четкое и слишком похоже на расстеленную внизу карту.
Поначалу было трудно подобрать эпитеты — здешняя авиация ведет себя как, что ли, вымышленные истребители X-Wing в «Звездных войнах». Потом щелкнуло: вот же оно! Главный эстетический ориентир «Крылатых хищников» — не материнский «Ил-2», а изделие гениального Лоуренса Холланда Secret Weapons of the Luftwaffe и выросшие из него симуляторы X-Wing и TIE Fighter — соответственно повстанческого и имперского истребителей из «Звездных войн». К черту физику, главное — скорость. К черту заморочки с распределением боекомплекта — главное, чтобы враг попал в перекрестье прицела и вышел оттуда уже в виде пылающих обломков. Кровожадная радость хищника, когда звено штурмовиков вгрызается в строй немецких бомбардировщиков над Сталинградом. Счастье, в конце концов, свободного полета — его в последнее время в играх почти нет. Вообще, в воздухе что-то такое витает: LucasArts, по слухам, собирается реанимировать X-Wing; по всем вышеописанным ощущениям мир определенно соскучился.
В любом случае «Крылатые хищники» — уже история: это первая игра российского производства, выпущенная для приставок. При этом за нее не стыдно — вот уж праздник.
29 сентября · Специально для «Афиши»